Сознание каждого человека находится на определенном уровне развития. Именно этот уровень определяет систему мировоззрения человека, его представление о смысле жизни и отношение к другим людям.
“Мы научились летать по небу как птицы, плавать под водой как рыбы, осталось научиться жить на земле как ЛЮДИ”
Системы могут быть вложены друг в друга. Выступая по отношению друг к другу, либо в роли подсистемы, либо надсистемы.
Смысл существования элемента системы, заключается в той функции, которую он выполняет в составе системы. Получается что смысл существования системы определяет его надсистема.
Пример 1: рассмотрим человека с точки зрения системного подхода. Человек состоит из подсистем (нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, мочеполовая, костно-мышечная). Каждая из этих подсистем выполняет определенные функции в организме человека. Эти подсистемы состоят из более мелких элементов (органы, кости, мышцы и т.д.). И так можно продолжать достаточно долго, вплоть до отдельных элементарных частиц из которых состоят атомы и молекулы нашего организма.
Пример 2: автомобиль - это сложная механическая система, состоящая из подсистем: кузов, двигатель, шасси, трансмиссия и т.д. Каждая подсистема в свою очередь состоит из отдельных узлов и агрегатов. Например, двигатель состоит из цилиндров, поршневой группы, распределительного и коленчатого вала и т.п. Т.е. каждый элемент данной системы выполняет ТОЛЬКО свою функцию. Если какой-то элемент выходит из строя, это может привести к нарушению функционированию всей системы.
Тоже самое можно сказать и о человеке. Человек является частью сложной социальной системы под названием “общество”. Общество, в свою очередь, состоит из подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая подсистема включает в себя различные социальные группы и специфические социальные институты.
Соответственно, каждая из этих подсистем, стремится определить место и функцию конкретного человека в структуре данной социальной системы. Т.е. фактически смысл его существования.
По сути, мы получаем следующее. Государство хочет видеть законопослушного гражданина, исправно платящего налоги. Экономическая система - эффективного исполнителя, который будет заниматься полезным трудом. Религиозные институты - примерного прихожанина, посещающего все службы и строго соблюдающего все догмы и заповеди. Наше биологическое начало диктует нам, что мы должны стремиться к выживанию, размножению и доминированию.
Но, в отличии от механических и биологических систем, социальные системы более гибкие. Поэтому они дают возможность человеку понять его место в этой системе. Понять ту сферу, где он сможет максимально эффективно раскрыть свой потенциал.
Существенную роль в понимании человеком смысла своего существования, играет уровень развития его САМОосознания.
Т.е. смысл жизни человека зависит от того, частью какой системы он себя осознает.
Можно выделить несколько уровней:
Уровень 1 - Личность (Эго)
“Весь мир создан для того, чтобы я мог получать удовольствие!”, “После меня хоть потоп!”, “Каждый сам за себя”
Человек не осознает себя частью какой-либо системы. Ориентируется только на свои желания и потребности. Для него весь мир это источник ресурсов для удовлетворения личных материальных потребностей. Другие люди рассматриваются как конкуренты.
Личное благополучие рассматривается как высшая ценность.
Смысл жизни: удовлетворение своих материальных желаний и потребностей. Самоублажение.
Уровень 2 - Семья (Малые социальные группы)
“Все в дом, все в семью!”, “Семья и дети самое главное”, “Вместе мы сила”
Человек на этом уровне развития сознания, рассматривает себя как часть социальной системы - семьи (родители, супруг, дети). Ориентируется, в первую очередь, на удовлетворение нужд семьи. Личные желания и потребности уходят на второй план. Стремится создать семейный уют. Большое внимание уделяет семейным традициям и воспитанию детей. Если не удается выстроить семейные отношения и оставить потомство, испытывает сильные страдания.
Смысл жизни можно охарактеризовать фразой “Построить дом, посадить дерево, вырастить сына”
Уровень 3 - Государство/Общество/Религия (большие социальные группы)
“Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Интересы общества превыше всего!”, “За землю родную, готов жизнь отдать!”, “Забрать у богатых и отдать бедным!”
На этом уровне развития осознанности появляется идея служения. Человек начинает остро ощущать социальную несправедливость. Формируются идеи о социальных преобразованиях. Появляется желание оставить свой “след в истории”. Человек готов пожертвовать личным благополучием, здоровьем, жизнью во имя интересов общества и государства. Проявляется патриотизм и чувство долга. Идея “свой-чужой”: другие народы и государства рассматриваются либо как друзья, либо как враги. Убийство во имя достижения “высших” целей считается проявлением доблести и отваги.
Смысл жизни в служении обществу и государству для достижения “светлого будущего”.
Уровень 4 - Человечество
“Все люди братья!”, “За мир во всем мире!”
На этом уровне развития сознания, восприятие человека выходит за рамки национальных границ и интересов. Человек ощущает себя частью всего человечества. Мир уже не делится на своих и чужих. Появляется идея “антиубийства”. Человек готов пожертвовать собой для спасения всего человечества.
Смысл жизни: обеспечение выживания и развития всего человеческого вида.
Уровень 5 - Вселенная
“Я есть мир!”, “Я - это Вселенная обладающая самосознанием”
Достигнув данного уровня, человек начинает осознавать себя частью Вселенной. Весь мир един и не делим. Человек начинает распознавать “социальные игры” в которые играют люди: успех, война, религия, власть. И начинает от них абстрагироваться. Становятся понятны мотивы и желания людей находящихся на более низких уровнях развития сознания. А также попытки манипуляции с их стороны. Меняется мировосприятие человека, пересматриваются жизненные ценности.
Смысл жизни: на этом уровне приходит понимание того, что человек лишь гость в этом мире. Поэтому наша задача, сохранить этот мир для тех кто придет на смену нам. Каждый человек должен сам пройти свой духовный путь. Пока человеку нужен внешний контроль (закон, мораль, религия), создать рай на земле не получится. Акцент смещается с материальных ценностей, на духовное познание себя и мира. Человек учится воспринимать мир таким какой он есть. Не пытаясь его оценивать и менять. Ему уже не интересно участвовать в “социальных играх”, суета вокруг, начинает утомлять.
Люди находящиеся на нижних уровнях развития сознания НЕ МОГУТ ПОНЯТЬ мотивы людей, уровень осознанности которых выше. Для них не понятно, как можно не стремиться к деньгам или социальному статусу, зачем заниматься деятельностью которая приносит мало дохода и т.п.
Религиозные люди ЗАБОТЯТСЯ о “спасении только своей души”. Это первый уровень.
Проблема современного мира в том, что люди с низким уровнем осознанности приходят к власти. Когда человек мыслит категориями личной выгоды или интересами своей семьи, он будет использовать свое положение исключительно для удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи.
Люди находящиеся на следующей ступеньке, будут хорошими политиками. Но именно, они очень часто становятся зачинщиками серьезных военных, религиозных или социальных конфликтов. Под предлогом достижения “всеобщего блага” или защиты национальных интересов.
Мир измениться лишь тогда, когда люди достигнут высоких ступеней развития сознания. Когда им не будет нужен внешний контроль со стороны общества и государства.
Когда поймут, что они и есть ВСЕЛЕННАЯ!
Вопрос лишь в том, возможно ли это!
Добавить комментарий